Наказание.
Все мы знаем, что детей «надо» наказывать. А вот вы задумывались когда либо: а за что?
Мы наказываем ребенка за некие поступки. За какие? Не задумывались?
Ребенок совершает некое действие. И это действие не укладывается в нашу карту мира. Мы его наказываем. Примеры.
Ребенок покакал рядом с горшком. В нашей карте мира – какать надо В горшок. Мы тут же его наказываем. А ведь в карте реальности ребенка покакать – это поделиться частью себя. Я не призываю сюсюкать и восторгаться когда ребенок покакал вам в кровать. Но и наказывать его не за что. Можно же ведь просто объяснить, что вам не очень нравятся какашки в постели. Но вед это сложно!!! Долго!!! Объяснять….Проще же хлопнуть по попе и наорать. А у ребенка в его реальности появляется убеждение: если я делюсь чем-то глубоко личным – это опасно, за это – отшлепают. И мы потом ходим на разные тренинги, чтобы научится быть честными и открытыми.
Малыш, еще не умеющий ходить, ползает по полу и подбирает все что валяется. И естественно, ест это. «А-та-та» — по ручкам. С чего вдруг? Если вы настолько ленивы, чтобы убирать в квартире – почему за это нужно наказывать ребенка? Ведь он познает мир. А познание мира требует попробовать найденную вещь на вкус. Итак, наказывая, мы запрещаем ребенку познавать мир. То есть говорим для его бессознательного: «Ни в коем случае не изучай то, что тебя окружает. За это- накажут». И кого мы воспитаем в этом случае? Правильно тупого, подчиняющегося любым указаниям планктона.
Ребенок берет молоток и пробует на прочность экран вашего любимого телевизора. Да. Тут же надо дать по рукам. Почему? Потому что это опасно для него же.
Вы случайно увидели, что ваш ребенок перебегает дорогу на красный свет светофора. Нужно жестко наказать. Понятно почему. Это поведение угрожает его жизни.
Вы сидите на унитазе и вдруг ребенок заходит и смотрит, что это вы там делаете. За что наказывать? Он просто изучает правильное поведение. Как именно взрослые должны вести себя сидя на унитазе и что делать. Наказав ребенка за «подглядывание» вы создаете у него доминантный очаг возбуждение. Все, вы уже воспитали вуайериста.
Малыш в садике во время тихого часа вместе с соседкой по кроватям выясняет под одеялом в чем разница между мальчиками и девочками. За это их наказывают. К чему это приведет – ну, как минимум к импотенции. Ведь показывать половые органы – плохо! У девочек – аноргазмия.
Подросток ворует деньги у вас из кошелька. Вы, обнаружив это, ставите его на колени в угол на горох. А смысл? Во-первых. Не создавайте соблазна. То есть ваши деньги не должны быть в пределах легкой досягаемости. И, самое главное, что-то вы не учли. У ребенка не хватает ресурсов. Ведь зачем-то он ворует деньги? Кто из родителей выясняет? Да никто. Тупо наказывают, таким образом еще дальше отдаляя своего ребенка от себя.
Вы услышали матерные выражения из уст ребенка и тут же бьете его по губам. Но ведь это вам себя нужно по губам бить. Если в семье никто не разговаривает матом то и ребенок не будет этого делать.
Ребенок прыгает на диване и орет во весь голос. Вы его наказываете. За что? За то что он открыт, искренний и честный? То есть вы воспитываете из него закрытого двурушника, привыкающего скрывать свои чувства. А потом ему придется долго ходить на разные тренинги, чтобы опять научится быть открытым. И это если повезет и он осознает, что это надо ему для успеха.
Вот некоторые примеры. Подводя некоторые итоги, можно сказать, что наказывать ребенка НЕ ЗА ЧТО!
Вы ВСЕГДА наказываете ребенка за его искренние и честные проявления. То есть наказываете его за то, что он есть. И наказывая, вы расписываетесь в собственной некомпетентности, в своих страхах и комплексах.
Если подросток гадит в лифте, кому нужно бить по рукам? Правильно, его отцу!
Автор: Андрей Метельский
Психотерапевт, Первый Сертифицированный тренер НЛП в Беларуси. Врач-педиатр, подростковый психотерапевт.