Воспитание.
Мы все точно знаем, как воспитывать детей. У каждого из нас есть некая карта, некие «незыблемые устои», какие-то правила…
И большинство из нас не задумывается, а откуда эти правила воспитания взялись?
А ведь все очень просто: как воспитывали нас – так и мы будем воспитывать своих детей. По тем же самым «технологиям», моделям. Если родители говорили нам: «Мужчины не плачут», то и мы будем говорить то же самое своим детям….
Задумайтесь. А насколько вы свободны в плане воспитания? Или тупо повторяете модели своих родителей? Тест. Я предложу несколько стандартных «воспитательных» модулей. И вот здесь сразу пойдет разделение читателей данной статьи на 2 категории. 1 – это те, кто услышит, задумается и попробует что-то изменить в своем стиле воспитания. 2 – те кто подумает: «Да херня все это – пойду я лучше настучу сыну по тыкве и попью хорошего недорогого вина».
Данная статья предназначена для 1 категории.
По моим наблюдениям, а я работаю с «трудными» подростками уже более 20 лет, большинство родителей уверены в том, что они компетентны в вопросах воспитания. И предлагать им тренинг «Родительская эффективность» абсолютно бесполезно. Правда, потом они удивляются: а чего это их сын (дочь) стали наркоманами? Ну и флаг им в руки. Я не собираюсь кого либо в чем либо переубеждать.
Эта статья для тех 5 процентов, которые ищут, пробуют, задаются вопросами: «А как все-таки воспитывать моего ребенка так, чтобы он стал успешным в жизни?».
С этого места я прошу. Те, кто считает себя компетентными родителями – уйдите, не читайте дальше. Смысла нет. Для вас это просто потеря времени.
Я хочу поговорить с теми родителями, для которых важен успех их детей в жизни.
Главный вопрос, который надо задать себе: «Что для меня важнее: успех моего ребенка в жизни или мое спокойствие?».
И теперь все очень просто.
Ребенок лезет на горку, турник – стремится развить ловкость и силу. Если для меня важнее мое спокойствие – естественно я запрещу ему это делать. Если мне важнее его успех в жизни – да, может мне и страшно, что он может упасть, ударится –я, стиснув свои комплексы в кулак, подожду, пока он достигнет какого-то успеха на горке и похвалю его за это. Сложно. Трудно. Приходится постоянно держать себя в руках: то есть сдерживать модель, внушенную нам нашими родителями, которые постоянно одергивали нас в таких случаях и не давали достигать….
Мы забрали ребенка из садика, идем домой…уставшие, нас достал начальник, тупые сотрудники, еще более тупые клиенты….и вдруг ребенок видит бабочку — у него восторг, он познает мир, он пытается как-то с ней взаимодействовать: погонять ее, словить, пообщаться….но мы же устали…
И мы дергаем его за руку и кричим: «Да пофиг бабочка. Пошли быстрее домой – там же нас ждет интересная вещь – телевизор!». Я специально утрирую. НО. Эту часть я пишу для тех, кто действительно хочет воспитать успешного, богатого и здорового ребенка. Помним об этом.
Остановитесь. Порадуйтесь с ребенком бабочке, цветку, запаху, движению….они хорошо умеют замечать такие вещи.
Определите для себя: что важнее: сиюминутный телевизор, приготовление рыбы, привычный конфликт с мужем (женой), привычные мыслим о том, что жизнь – дерьмо…..
Или чудо. Чудо общения с ребенком.
И еще. Крамольная мысль вообще. Для абсолютного большинства взрослых:
УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
В следующей главе (статье) поговорим про наказание – поощрение.
Автор: Андрей Метельский, врач-педиатр, подростковый психотерапевт, завершенный гештальт-терапевт, сертифицированный тренер HЛП.